[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]Гиперактивные детиЕсли вы приходите в гости со своим ребенком, и он моментально начинает вести себя в гостях так же, как и дома, то это может послужить поводом для умиления его незакомплексованностью и общительностью. А может быть сигналом тревоги,потому что отсутствие естественного для малыша периода адаптации к незнакомой обстановке зачастую является первым звонком гиперактивности.
Гиперактивность это ярко выраженное преобладание возбуждения над торможением.Почему проявляется гиперактивность?У малышей,особенно на первом году жизни, в нервной системе процессы возбуждения преобладают над тормозными процессами. Это естественное явлениеи с возрастом в нервной системе формируется физиологическое равновесие этих процессов и поведение ребенка в связи с этим обретает положительные социальные свойства.
Но иногда этого не происходит. И тогда у ребенка развивается то, что называется гиперактивностью. Активность гиперактивных детей чрезмерна и неорганизованна. У них отсутствует усидчивость и упорство в деятельности, требующей умственной сосредоточенности.Они перескакивают с одних дел на другие, не доводя начатое до конца.
И как результат — недостаточность познавательных функций, трудности обучения, нередкая задержка речевого развития и негармоничность моторного. Часто такие дети не пользуются любовью сверстников, из-за чего могут оказаться в изоляции.
Все это в конце концов может привести к последующим проблемам: низкой самооценке и диссоциальному поведению.
Почему же есть дети, которые счастливо проходят период доминирования возбуждения над торможением без каких-либо серьезных отклонений от нормы, а именно вам так не повезло?
Причиной гиперактивного поведения могут быть несколько факторов.Генетическая предрасположенность.Возможно,что родители сами имели такие особенности поведения в раннем детстве.
Также это может быть проявлением какой-либо патологии головного мозга. Чаще всего это последствия перинатальных (т.е. возникших во внутриутробном периоде, в процессе родов или в первую неделю жизни) повреждений нервной системы, носящих функциональный характер.
Но даже с помощью самых современных методов исследования часто не удается выявить каких-либо изменений. Нервные клетки, образующие головной мозг, целы, однако в силу ряда причин пострадала их функция, что и сказывается на работе нервной системы.
Причиной формирования гиперактивности может стать и его семья. Когда родители воспитывают в ребёнке вседозволенность, уделяют мало внимания воспитательным мерам, поступают взаимопротивоположно в присутствии ребенка (одни наказывают, другие жалеют), то, вполне возможно, что хрупкая детская психика даст на это ответ в виде гиперактивности.
Также существует ряд соматических заболеваний, которые могут привести к повышенной возбудимости ребенка и неорганизованной нерегулярной чрезмерной активности. Иногда гиперактивность является следствием таких не связанных с нервной системой заболеваний, как экссудативный диатез, экзема, рахит, желудочно-кишечные расстройства (особенно в первые два года жизни). В таком случае лечение основного заболевания быстро нормализует поведенческие особенности ребенка.
Что делать с гиперактивным ребенком?Поскольку распознать гиперактивное поведение не составляет особого труда, то первыми диагностами нарушений должны стать родители малыша. Но к каким специалистам при этом следует обращаться?
Во-первых, следует исключить соматические (не связанные с нервной системой) заболевания. Ваш помощник в этом — участковый педиатр или семейный врач.
Во-вторых, на первом году жизни, даже если у вас нет жалоб на поведение ребенка, его сон и беспричинную готовность к раздражительности, обязателен осмотр невролога в так называемые критические периоды развития — 1,3,6,9 месяцев жизни и год. Почему эти моменты в жизни ребенка являются критическими? Потому что именно в это время приобретаются новые навыки в психоэмоциональной и двигательной сферах. Задержка в приобретении тех или иных ценных навыков может в дальнейшем явиться основой или быть симптомом недостаточности познавательных функций, трудностей обучения и социальной дизадаптации.
Если есть тревожные симптомы, то невролог уточнит, с какими специалистами еще следует проконсультироваться. Это могут быть психоневролог, психолог и логопед, которые дадут рекомендации по обучению и рациональному поведению с ребенком. У таких детей также может потребоваться проверка слуха.
Если вы заметили у своего ребенка признаки гиперактивного поведения, повышенную возбудимость, не следует самостоятельно заниматься медикаментозным лечением. В настоящее время на фармацевтическом рынке имеется огромное количество препаратов, которые могут быть использованы при лечении гиперактивности.
Так, в российском лекарственном справочнике представлено 72 препарата, которые могут улучшить интеллектуальное и психическое состояние ребенка. Для каждого класса препаратов существуют свои показания и схемы назначения. Сориентироваться в этом может только врач.
Своим поведением гиперактивные дети похожи, но, как вы поняли, причины этого состояния различны. А значит, и единого лекарства от гиперактивности не существует. Гиперактивное поведение может быть сопутствующим признаком каких-либо заболеваний, а может быть основным проявлением патологии нервной системы.
Для того чтобы назначить лекарственную терапию при гиперактивности, невролог оценивает целый симптомокомплекс: насколько ребенок развит для своего возраста, коммуникабелен, способен к сосредоточению и т.д.
Далее необходима электроэнцефалограмма (ЭЭГ), чтобы понять, насколько сформирован ритм коры головного мозга, насколько он зрел.
Следующий этап — нейропсихологическое исследование для определения того, какие сферы интеллекта ребенка страдают в наибольшей степени.
Если гиперактивное поведение является следствием ослабления тормозных процессов, подкрепленного влиянием социальной среды, то в зависимости от результатов обследования назначаются препараты, повышающие корковую активность, либо препараты, угнетающие подкорковую активность (которая провоцирует в поведении ребенка преобладание эмоционального компонента). Это усиливает "благоразумное" влияние коры.
Говоря о перспективах лечения, следует отметить, что если поведенческие изменения сопровождаются задержкой познавательных и речевых функций, то ситуация довольно серьезна. Чем раньше состоялось обращение к специалисту, тем раньше можно будет понять, что лежит в основе гиперактивного поведения, и тем быстрее при соответствующем лечении наступит улучшение ситуации.
Зачастую для таких детей принципиальна не лекарственная терапия, а изменение микроклимата в семье в плане воспитательных мер и моральной обстановки. Кроме того, таким детям очень полезны водные процедуры (по утрам душ, вечером — холодные ножные ванны), прогулка перед сном, сведение времени просмотра телепрограмм к минимуму, жесткий режим дня, дружеский контакт с родителями.
Для родителей, других родственников и нянь, ухаживающих за гиперактивным ребенком, будет полезно несколько советов.Не потакайте крику, злости, плачу, капризам, попробуйте отвлечь внимание ребенка, проявив при этом ласку и доброту.
Приучайте детей с первого же раза слушаться спокойно сказанного слова; с раннего детства это воспитывается совместным с ним участием в уборке игрушек, в освоении новых познавательных, конструктивных играх и т.д. *
Обязательно выполняйте свои обещания (приятные и неприятные), чтобы ваши слова были связаны с аналогичными ощущениями. Этим вы закрепите роль слова, т.е. будете развивать у ребенка вторую сигнальную систему, на которой строится весь дальнейший процесс обучения. *
Не ссорьтесь при ребенке по поводу реакции на его поступки, делайте это в его отсутствие. С раннего возраста дети начинают этим пользоваться, дифференцированно, с выгодой для себя ища защиты. *
При разговоре с малышом правильно выговаривайте слова, не "сюсюкая" и не коверкая их. Не повторяйте за ним неправильно произнесенных слов, потому что это приводит к неверному развитию речевых функций. *
Неорганизованная и нерегулярная чрезмерная активность, дефицит концентрации внимания и сосредоточенности на каком-то деле снижает коммуникабельность таких детей (умение общаться со сверстниками), из-за чего они часто оказываются в изоляции. Помогите им в организации общения с другими малышами (у себя дома, во дворе), вовлекайте их в игры и принимайте сами в них участие.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]«Consilium provisorum»